Шпрангер (Spranger), Эдуард

(1882-1963)

немецкий философ, психолог, педагог. С 1905 преподавал в Берлинском университете (профессор с 1911 и в 1920-45; ректор с 1945); один из основателей Союза деятелей культуры за демократическое обновление Германии. С 1946 профессор Тюбингенского университета. Последователь В. Дильтея и Ф. Паульсена, Ш. развивал идеи философии жизни. Сформулировал осн. положения "понимающей психологии", цель которой видел в постижении целостной духовной жизни человека из его многообразных культурно-исторических связей. Воспитание, по Ш., — особый вид культурного творчества, предполагающий освоение человеком иерархически упорядоченных ценностей: утилитарных, теоретических, эстетических, социальных, политических. Высшим качеством в отношениях человека признавал любовь, считал необходимым воспитание в любви и любовью. Процесс образования Ш. рассматривал как взаимодействие обучения на общеобразовательном и профессиональном уровнях. Школа, по Ш., призвана обеспечить развитие органичной целостности образования и должна строиться как единая и гуманистическая организация. В конце 40-х — начале 50-х гг. разрабатывал концепцию философии культуры как приоритетную в формировании общей теории воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 426)

Ч33(4Ф)

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me