"Я"-концепция
Система представлений человека о самом себе, более полная и подробная, чем представления, составляющие самосознание и самооценку. "Я"-к. включает в себя различные составляющие: физическую — схему собственного тела; социальную — половую, этническую, гражданскую, ролевую социальную интеграцию; экзистенциальную — оценку себя в аспекте переживаемого бытия. Формирование "Я"-к. нуждается в педагогическом руководстве. Оно сводится к накоплению опыта решения задач при адекватной оценке их родителями и учителями. Эти оценки интериоризируются детьми и составляют ядро "Я"-к.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 332)
новое педагогическое понятие; устойчивая, осознанная систеиа представлений о себе; образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; стремление повысит самооценку, завоевать уважение окружающих; идеальная представленность индивида в себе, как в другом.
(Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. — Магнитогорск, 2003. С. 74, 81)
относительно устойчивая и осознанная система представлений индивида о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. — СПб., 2004. С. 184)
См. также Деонтология, Подростковый возраст